Официальные показатели работы кафе и ресторанов выросли на треть по сравнению с прошлым годом. Рынок выходит из стагнации благодаря теплой погоде летом, открытию новых точек и оживлению существующих бизнесов.
Текст: Анна Лобанова
Оборот общественного питания в Пермском крае за семь месяцев 2021 года составил 14,1 млрд рублей. В сопоставимых ценах это сразу на 32,9% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Такие данные приводит Пермьстат. Опрошенные Business Class эксперты ресторанного бизнеса признают, что рост действительно есть. Во многом благодаря жаркому лету. «Лето в плане выручки и посещаемости получилось удачным. Хорошая погода – это всегда плюс. Правда, рынок только возвращается к показателям, которые были до пандемии», – говорит основатель заведений «Марья» и «Софья» (кафе-шавермы) Антон Масленок. Стоявшая летом жара сыграла на руку и ресторанной группе «ФоРест». В заведениях фиксировали увеличение числа гостей. Представители группы объяснили такую тенденцию открытием летних веранд: «Поток посетителей увеличился. Гостей привлекал теплый свежий воздух после холодных сезонов». О том, что лето прошло успешно, говорят и основатели азиатского бистро More More. По словам основателя заведения Виталия Саитова, за четыре месяца, что существует гастропроект, удалось достигнуть прогнозируемого потока гостей и запланированной выручки. Но вот работа доставки Foodmarket этим летом не радует положительной статистикой, признается ресторатор. «Ситуация с нашим вторым проектом Foodmarket противоположная. Поток заказов в доставке снизился в сравнении с зимним периодом. Отток гостей начался уже в мае, было падение спроса, и оно продолжалось до августа. Предполагаю, что в августе люди вернулись в город, так как закончился отпускной сезон. Сейчас спрос начинает расти и в ближайшее время, думаю, вернется к прежним показателям», – размышляет Виталий Саитов. Кручу-верчу, открыться хочу! Информацию о том, что этим летом ресторанная индустрия Перми постепенно начала выходить из стагнации, подтверждает ежемесячное открытие новых точек общепита. Если год назад большинство предпринимателей думали о том, как выжить и сохранить бизнес, то сейчас можно задуматься о расширении и запуске проектов. Причем все чаще новые точки открываются на площадках тех заведений, которые не пережили пандемийный 2020 год. В начале июня на месте гастробара «Прожектор» по ул. Белинского, 48 открылось кафе-бар PUR-PUR. Новые владельцы помещения уточнили, что сняли пространство в аренду и с «Прожектором» никак не связаны. Создатели ресторана-клуба «Кама» выкупили закрывшийся ресторан «inПекин» и открыли там новое заведение – «Островский». Заведение коми-пермяцкой кухни «Чӧскыт Керку» разместилось в помещении на Комсомольском проспекте, 55, где ранее также работали кафе и бары. Команда кофейни «Цех» заявила о планах открыть вторую кофейню в Старокирпичном переулке, на площадке, где раньше работало кафе Testofila. Летом несколько известных ресторанных брендов расширили собственные сети. Группа компаний (ГК) «Алендвик» открыла кафе «Поке-maN express» в ТРК «Семья», в торговом центре «Луч» и новое кафе под названием «Креп&Суп» в ТРК «Столица». Основатели кофеен Red Cup, кафе «К16», «Ранние Пташки» и ресторана «Игрушки» открыли в торговом центре «Колизей Atrium» японское бистро «Кобутсу». Владельцы кафе грузинской кухни «Хинкальная» запустили вторую точку по ул. Советской, 62, а благодаря основателю сети пиццерий Petruccio Александру Нагаеву на фуд-корте ТРК «Семья» открылась новая гастрономическая точка – Detroit pizza. Интерес к расширению проявили и федеральные сети – ресторан быстрого питания KFC рассматривает новую площадку для открытия в техноцентре «Бирюса», команда кофейни Surf Coffee присмотрела локации в здании ТЦ «Бизнес Галерея», «Додо Пицца» готовится к открытию третьего кафе в Индустриальном районе. Смена собственников – еще один тренд, который набирает обороты среди участников гастрономической индустрии Перми. Владельцы сети ресторанов «Никола Пиросмани» взялись за развитие бывшего пивного бара «Blanche de Bruxelles». Заведение сменило концепцию, перешло на русский язык, став гастропабом «Бланш де Брюссель». Новые владельцы сделали акцент на кухню и наравне с эксклюзивными сортами пива предлагают авторскую кухню от шефа. Из-за пандемии сменились управленцы в Pushkin bar. Раньше это был пивной бар, а сейчас коктейльный бар с летней верандой. В ближайшее время сеть кофеен из четырех точек Coffeеzy может сменить собственника. Как рассказал Business Class основатель проекта Илья Копысов, он принял решение продать бизнес из-за смены сферы деятельности. По словам г-на Копысова, уже есть потенциальные покупатели. Сейчас ведутся переговоры с одной крупной по пермским меркам компанией. С оглядкой на вирус Эксперты уверены, что тренд на открытие заведений в городе продолжится. Открывают сейчас новые точки, по мнению владельца ресторанной группы «Фо-Рест» Вадима Яхнина, бизнесмены, которые и должны это делать: «На месте закрывшихся кафе и ресторанов создают новые те предприниматели, у кого уже есть подобный бизнес. Многие рассчитывают на то, что пандемия заканчивается и скоро вообще сойдет на нет. Однако никто ведь не окупает ресторанные проекты за 2-3 месяца, это длится несколько лет. Поэтому люди сейчас просто вкладывают деньги – свои или в основном заемные, инвесторов – в надежде, что через 3-4 года они окупятся». Параллельно с запуском новых проектов рынок общепита в Перми будет и терять игроков. По прогнозам экспертов – в течение двух лет заведения в Перми продолжат закрываться. «До пандемии условный потребитель услуг общепита «курсировал» между заведениями. Сейчас, – в условиях сокращения доходов населения в том числе, – в рестораны возвращается только абсолютно лояльный клиент. Именно лояльность в настоящее время по большей части определяет экономику заведений», – комментирует шеф и владелица чуфальни «НатАли» Алевтина Тютикова. Эпидемическая ситуация в регионе также влияет на развитие общепита в Перми. Любые новости о росте заболеваемости и ограничения работы кафе приводят к тому, что гости боятся ходить в заведения, признаются рестораторы.
Источник: Business-Class.su (№ 20 (792) за 2021)