​СЕТЕВОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ. ЗА ГОД ВСЕ ТОРГОВЫЕ СЕТИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ НАРАСТИЛИ ДОЛИ НА РЫНКЕ

Исключением стали только магазины «Красное & Белое». Пермская сеть «Семья» увеличила объемы, но сократила количество магазинов.

Автор:  Яна Купрацевич

Пермское УФАС России провело мониторинг долей торговых сетей, представленных в регионе. По данным результатов исследования (имеется в распоряжении Business Class), в 2018 году все ритейлеры, за исключением сети «Красное & Белое», нарастили свои объемы. Пермская сеть «Семья» долю нарастила, но количество магазинов сократила. В некоторых территориях сети исчерпали свои возможности по открытию новых магазинов в этом году – в связи с антимонопольным законодательством доля в муниципалитете одной компании не может превышать 25%.

С 2016 года абсолютным лидером по объемам реализованных продовольственных товаров является «Пятерочка» (принадлежит Х5 Retail Group). По данным антимонопольного органа, в 2018 году доля компании на прикамском рынке составила 13,5%, что на 1,2% больше чем год назад. За год в регионе открылись 65 новых «Пятерочек», по итогам 2018 года в общей сложности их стало 403.

«Магнит», до 2106 года являвшийся самым крупным игроком на рынке в Прикамье, не смог догнать «Пятерочку». Доля компании в регионе в 2018 году составила 11,3%. Прирост за год составил менее 0,5 процента. В прошлом году «Магнит» открыл 40 новых точек в крае (причем практически половину в Перми) и увеличил общее количество магазинов до 366.

Вслед за двумя крупнейшими федеральными игроками долю до 6,72% увеличила пермская торговая сеть «Семья» экс-губернатора Прикамья Олега Чиркунова. Правда, прирост оказался незначительным – всего 0,09% за год. К примеру, в 2017 году этот показатель составлял почти 2%. Доля выросла несмотря на то, что ритейлер сократил количество магазинов в Пермском крае на четыре штуки (три магазина закрылись в Перми, еще один – в Соликамске), теперь их 78.

Однако в Перми доля присутствия «Семьи» выше некоторых федеральных сетей. По итогам прошлого года в краевой столице пермская компания имела долю 9,49%. Это больше, чем у «Магнита» (8,77%), «Монетки» (2,73%), «Лиона» и «Берега» (2,60%) и «Красное & Белое» (3,48%). При этом в остальных территориях доля «Семьи» на рынке ниже, чем в Перми.

Доля «Монетки» по итогам прошлого года составила 3,80%, ООО «Лион-Трейд», развивающее магазины «Лион» и «Берег», – 2,16%, «Красное & Белое» – 5,03%. Сеть «Красное & Белое» стала единственным ритейлером, снизившим объемы реализации товаров в крае в 2018 году. Падение показателей составило 1,55%. При этом компания увеличила количество магазинов до 273, открыв 48 новых площадок. По вводу новых точек «К&Б» обогнала «Магнит».

Ряд ритейлеров в 2018 году в отдельных территориях превысили долю своего присутствия, ограниченного антимонопольным законодательством. Как пояснили в Пермском УФАС, если доля торговой сети в прошлом году на территории муниципального образования превышала 25%, то компания не вправе в этом районе приобретать или арендовать дополнительную площадь торговых объектов в 2019 году. Такая ситуация сложилась у «Магнита» в Кизеловском округе, у «Пятерочки» – в Звездном, Кудымкаре и Бардымском районе.

Сейчас розничная торговля проходит непростой период. К такому выводу пришли представители предпринимательского сообщества и социологи на медиа-форуме Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) в мае.

По словам генерального директора INFOLine-Аналитика Михаила Бурмистрова, новым вызовом для традиционной розницы становится усиливающая свои позиции онлайн-торговля. К примеру, оборот крупнейшей онлайн-площадки AliExpress в России в 2018 году составил 220 млрд рублей. «Каждый производитель хочет выйти напрямую на потребителя – они начинают создавать собственные интернет-магазины, организуют доставку и т.д.», – отметил г-н Бурмистров.

«Кроме того, потребитель чувствует себя не очень хорошо. Статистика фиксирует рост в 0,1%, но по сути, положительная динамика в таком размере является статистической погрешностью. По факту шестой год подряд доходы населения не растут. Вместе с тем растет закредитованность населения. В среднем на каждого жителя России приходится кредит размером 100 тыс. рублей», – добавил директор INFOLine-Аналитики.

В этой ситуации на рынке происходят различные коллаборации между торговыми сетями: от общих проектов до слияния. Розничные сети Prisma и «Азбука Вкуса» заключили договор поставки готовой кулинарии на реализацию. В этом году ФАС согласовала объединение ритейлеров «Красное & Белое», «Дикси» и «Бристоль». Ранее в пермской «Семье» также подтвердили информацию, что сеть может быть продана. В качестве потенциального покупателя называлась федеральная компания X5 Retail group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель»). Однако в компании информацию о переговорах по приобретению пермской сети не подтвердили. Переход на такой формат, по мнению экспертов, связан с тем, что экстенсивный путь развития (за счет открытия новых площадей) заканчивается.

Кроме того, продолжается сокращение несетевых форматов торговли. К примеру, в Перми власти активно убирают нестационарные торговые объекты (НТО). По состоянию на 1 апреля этого года схема включает 627 мест для размещения НТО на муниципальной земле. Документ, действовавший до 1 января 2018 года, предполагал 852 площадки. При этом киоски на частной территории устанавливать также запретили. По мнению экспертов, нестационарную торговлю нужно сохранять, поскольку она обеспечивает поддержание потребительского спроса.

По данным Пермьстата, в январе-мае 2019 года оборот розничной торговли в Прикамье сложился в сумме 224 млрд рублей, что на 1,8% больше, чем за аналогичный период 2018 года. На душу населения оборот розницы за пять месяцев этого года составил 85,8 тыс. рублей.

По итогам 2018 года розница в Прикамье преодолела докризисный уровень оборота реализованных товаров. По сравнению с 2013 годом, когда оборот составил 453,3 млрд рублей, в прошлом году он достиг 573,4 млрд рублей.

Связано это с тем, что продукты питания остаются первостепенными товарами. От них пермяки отказаться не могут, но делают предпочтения в пользу продуктов по акции. Из-за падения реальных доходов ритейлеры, как правило, не могут поднять цены. В результате растут издержки компаний.

Индекс потребительского доверия россиян в I квартале 2019 года опустился на 3 пункта до 62 относительно IV квартала 2018 года. За последние пять лет показатель упал на 21 пункт, это видно из исследования потребительского доверия The Conference Board, подготовленного в сотрудничестве с Nielsen. Доля российских потребителей, имеющих свободные деньги, сократилась до 72% (-5 процентных пунктов к IV кварталу 2018), а основными причинами беспокойства остаются рост цен на электроэнергию, газ, а также еду. Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок.

Источник – www.business-class.su